Священные города Индии

varanasi

В индуизме почитаются особые места, которые считаются святыми или священными. Это те места, которые упоминаются в древних текстах, где родился или жил аватар одного из божеств, или же проходили такие битвы как Махабхарата и Рамаяна.  Кшетра – священная земля или поле битвы. Практически каждый храмовый город является кшетрой и, соответственно, местом паломничества (ятры).

Святых мест в Индии  немало, они посвящены самым различным божествам и событиям духовной жизни. Но самыми святыми являются те, где человек может дочтичь мокши – освобождения духа от пут иллюзорного существования майи  и выход из сансары (круговорота рождений и смертей). В Гаруда-пуране, таких мест в Индии всего семь – это города Айодхья, Матхура, Майя (Харидвар), Каши (Варанаси), Канчипурам, Авантика (Удджайн) и Дваравати (Дварака).

Город Айодхья –  этот город был основан Ману, первым из людей, а место, на которой стоит Айодхья, была пожалована ему богом Вишну.  Веды гласят, что  «город был построенный богами». И где же, если не здесь, в священном месте, должны были родиться джайнские святые – тиртханкары. Место рождения господа Рамы, героя древнеиндийского эпоса “Рамаяна”, 6го аватара бога Вишну. В Айодхье Рама жил со своей женой Ситой и здесь же оставил свое тело.

Город Матхура – место рождения Кришны. Когда-то этот город был «прекраснее, чем сад богов». Здесь родился Кришна, здесь он рос и здесь же сразил своего демонического дядю Камсу, который так достал людей и богов, что однажды к Вишну пришла богиня Земли с просьбой избавить мир от этого чудовища. Матхура является важным паломническим центром для всех последователей Вишну – вайшнавов – со всего мира, почитающих его аватары. Матхура является отправной точкой для путешествия по местам, где проходило детство Кришны, таким как Вриндаван, холмы Говардхан и Варсана.  Двое из двадцати четырех джайнских святых ведут отсюда свое происхождение. Когда-то город был одним из важных центров буддизма в Индии, где сам Будда, тоже аватар Вишну, основал монастыри.

Харидвар – одно из четырех мест, где на землю пролилась Амрита – нектар бессмертия из сосуда, который нес сын Индры, защищая его от демонов. Остальные три места – это Праяг (Аллахабад), Удджайн и Насик. В честь этого события раз в 12 лет (срок битвы богов и демонов за Амриту) в городе проходит масштабный религиозный фестиваль Кумбха Мела. По преданиям, здесь ходил сам Вишну, оставивший отпечатки своих божественных стоп на камне. В этом месте священная река Ганга, которая сама является божеством, спускается с гор на равнину. Опять же согласно легендам, прежде, чем выйти в мир, священная река начинает течь из сосуда в руках Брахмы, омывает стопы Вишну и далее проходит через спутанные волосы Шивы. Поэтому те, кто совершит омывание в ее водах, освященных тремя богами, смогут очиститься от всякой скверны. А присутствие высшей матери Майядеви умножает духовную силу этого места, чье название обозначает «Врата (или Дверь) Богов».

Город Варанаси – город, осененный святостью и полный духовной силы, место, где человек, согласно представлениям индусов, может достичь просветления, просто находясь внутри. Это город, где смерть будет равнозначна освобождению от телесных пут и воротам в высшие миры, поэтому многие стремятся закончить свой земной путь именно здесь. Воды реки Ганга в этом святом городе имеют силу очищения от грехов души любого смертного.

Варанаси – это место пребывания бога Шивы, которое, по преданиям, он никогда не покинет. Это город святых подвижников и мудрецов. В этом месте зародилась Аюрведа и, по мнению историков, именно в Варанаси были созданы Упанишады. Все философы, пророки и религиозные деятели Индии посещали этот город, дабы поведать всем о своих доктринах и усовершенствовать их в спорах между собой. Здесь же прочел свою первую проповедь Гаутама Будда. Также это город гхатов и погребальных костров, место, куда приходят те индийцы, чей час уже близок в надежде умереть в святом месте и попасть в божественный мир.

Город Канчипурам – город тысячи храмов и гопур, единственный из семи сакральных индийских городов, посвященный сразу двум божествам – Вишну и Шиве. Вишну в этом месте поклонялся творцу Брахме, а творец, в свою очередь, совершал жертвоприношение брахма-яджну, дабы явить миру божество, особо почитавшее его. Здесь находится одно из трех святилищ богини Шакти – шакти-питха, самых почитаемых в Индии. Шакти – мать-богиня, одно из проявлений Дэви, женской божественной сущности, силы космоса и созидательной энергии вселенной. Для индуистов женское и мужское начала неразделимы и не могут существовать друг без друга, поэтому мужское божество обязательно имеет жену-богиню. Толпы паломников приходят к шакти-питха поклониться божественному духу Великой матери. В Канчипураме верующие, что идут на поклонение в Тирупати, обязательно останавливаются, чтобы совершить ритуал пуджи и выразить почтение двум богам, которым посвящен этот город.

Город Удджайн – древний город, на протяжении своей богатой истории бывший столицей различных империй. Как и Харидвар, Насик и Праяг – это место, куда пролились на землю капли нектара богов амриты. Река, на которой стоит город, считается почти настолько же благословенной, что и река Ганга – она также может смыть все грехи благодаря тому, что ее воды вспенены богами. Сюда приходят паломники для поклонения богине Шакти. По преданиям, этот город основал бог Шива, и поэтому, наряду с Варанаси, Удджайн считается одним из мест, где Шива пребывает на Земле (под этим названием, естественно, подразумевается Индия). Здесь же находится один из Джъотирлингамов, установленный, по преданиям, самим творцом Брахмой, в благодарность за то, что Шива спас мир, выпив яд, получившийся при пахтании океана. Энергия этого Джъотирлингама исходит из самой земли и считается исключительно мощной благодаря тому, что он обращен на юг. С незапамятных времен это был научный и просветительский центр. Он считается местом зарождения в Индии таких наук, как математика и астрономия. В Удджайне Кришна и Баларама, его старший божественный брат, получали учение у гуру Махариши Садипани.

Город Дварака – город, чье название переводится как «ворота к вечному счастью», древняя столица, где жил и царствовал Кришна после того, как покинул Матхуру. Это одно из четырех обителей бога Вишну на Земле (и опять это, конечно же, Индийский субконтинент – и почему же индуистских богов совершенно не интересовали остальные материки и острова? ), расположенных в соответствии с четырьмя сторонами света. Дварака находится на западе, Пури – на востоке, Рамешварам – на юге, а на севере – Бадринатх. А сам Кришна является восьмой инкарнацией бога Вишну, который воплотился в этом месте не просто так, а чтобы избавить подлунный мир от демонического царя Камсы. Один из двенадцати Джъотирлингов Шивы, явленных одновременно в разных частях Индийского субконтинента, освящает город Кришны своим присутствием.