Кашмир, кашмирский ковер, золотой Вишну и любовь Богов.

CAM13766 (1)

Эта история просилась на бумагу уже давно. Мне как всегда не хотелось размениваться на посты в фейсбуке и междометия, а было желание собрать ее и донести до более целой формы — рассказа. Вот теперь пора, сказала я сама себе, проснувшись почти в полдень в своем керальском домике с кокосовой рощей и травой по пояс после сильнейших ливней, которые, между прочим, привели к знаковому наводнению с жертвами в Керале. Август 2018 года закольцевал мои тайные смыслы, превратив их в серебряное обручальное кольцо для моего мужа в форме шивалингама. Итак,по порядку.

Мы совершили давно желанное путешествие в Кашмир, в пещеру Амарнатх, пещеру на высоте 3880 метров над уровнем моря в гималайских пограничных красотах. Пакистан, Тибет, Китай, Таджикистан и Индия охраняют Кашмир от глобализации, делают его средневековым замершим во времени княжеством. Чего только нет в Кашмире! Богатая цветущая земля, обитель богов и святых,создающая роскошь в чистом виде во всем, что породила от красоты людей и животных, до ландшафтных декораций и нерукотворных садов.

На этой земле живут мастера резьбы по дереву, мастера кашмирского шелкового ткачества, ювелиры и мастера тантры.

Только вы не найдете их на улицах городов и деревень, все спрятано от глаз стороннего наблюдателя под паранджу, замуровано в грязных переулках Сринагара, столицы Кашмира, города богини процветания Лакшми (Sri), о которой запрещено помнить местным жителям-мусульманам, посещающим мечети и читающим Коран.

Индуистская традиция, мистический кашмирский шиваизм, почти полностью уничтожен на земле обетованной. Знания стали тайными, храмы индуистских богов заброшенными, превратились в места протеста против Индии, в 1990 году из Кашмира изгнали почти всех пандитов, конвертировав Кашмир в мономусульманское пространство.

Словно кашмирская красавица с небесно -голубыми глазами, завернутая в черные одежды, манит эта земля героев-любовников. Тысяча и одна ночь таится в глубине озера Дал, чечевичного озера, волшебного водного мира — сердечного центра Сринагара -с узкими каналами и медленными лодками-шикарами, соединяющими в сеть деревянные лодки-дома, на которых проходит неспешная озерная жизнь локального общества, давно ставшая туристической достопримечательностью.

Моя подруга Кристина, волею судеб оставшаяся пожить на одной из таких лодок-домов на озере Дал, написала мне про свое кашмирское погружение: «Тут все вообще не так, как кажется на первый взгляд. Особенно вот эта вот озерная республика — это уникальная экосистема, почти полностью независимая от остального города. И живут они совершенно по-особому. По сути это одна огромная семья.»

Например, такой простой кашмирский мужик по имени Фарук, лодочник со своей шикарой, перевозит туристов с берега и катает их по каналам индийской Венеции.

Оказывается его семья владеет самым старым, большим и дорогим домом на озере. Билалу нет еще и тридцати, он словно с обложки журнала, кудри, глаза, торс, потомственный владелец 8-ми лодок-домов, занимается гостеприимством лично. А еще Имрам, выглядит мудрым благородным стариком, носит белые одежды и шапочку на темени. Сам готовит трапезу для гостей, сам водит походы из Сринагара в Ладак, почти месяц по горам с лошадью и палаткой. В его лодке-доме есть деревянная резная мебель возрастом 180 лет. И, я вам скажу, это отдельное удовольствие — есть за столом, ровесником твоих прадедов. Хочется жевать медленнее, чем обычно, тянуть время за чаем. Испытываешь уважение к мебели за которой сидишь. Я не помню, чтобы со мной раньше такое случалось. Такое тонкое взаимодействие с вещами, бережное, из понимания их ценности. Почти как с пожилыми людьми.

Вообще, Кашмир для меня раскрылся через людей, удивительные знакомства и невероятно красивые судьбы. Другие. Преподаватель фармацевтики доктор Зубаир, владелец колониального особняка в дорогом районе Сринагара. Мы забронировали комнаты в его отельчике через airbnb.com По прилету в Сринагар, хозяин встретил нас лично, мы завтракали на зеленой полянке во фруктовом саду еще не подозревая какие приключения ждут нас в Кашмире, но уже ощущали в воздухе тревожность и тестостерон. Двухдневная забастовка против нового земельного законодательства, по которому снимался запрет для индусов на покупку земли в Кашмире. Для кашмирцев это было неприемлемо. Они не готовы терять свою землю, за которую было пролито столько крови и слез. Весь штат серьезно готовился к массовым протестам и кровопролитию.

Естественно, туристам и паломникам на период забастовки было рекомендовано сидеть в отеле и не выходить на улицы города. Но мы же русские, а русские не знают страха. Забастовка в наши планы не входила, ведь мы так давно готовились к паломничеству в Амарнатх, пещеру Шивы и Парвати. Мы знали, что для совершения этого паломничества требуются пермиты, разрешения, а еще медицинские сертификаты, на основании которых выдаются пермиты. У нас ничего не было, мы не могли оформить такие документы из России, поэтому прилетели чуть пораньше в Сринагар, в надежде оформить документы на месте. За 3 дня мы посетили несколько туристических информационных центров, больницу с авторизованным доктором, директора банка, уполномоченного регистрировать паломников, регистрационный офис, из которого были посланы в интернет кафе/турфирму, где якобы был человек, обладающей магической способностью помочь русским с этой проблемой. Но всё было тщетно. Сказать, что информационный хаос зашкаливал в наших головах, ничего не сказать — нас посылали по кругу, давая противоречивую информацию и, тем самым, уменьшая наши шансы на получение заветных пермитов в Амарнатх до наступления забастовки. А тем временем, у нас оставалось несколько часов на решение сложного квеста. Выпив по чашке кашмирского чая с шафраном и миндалем в кабинете директора банка, мы получили листок с телефоном доктора и адрес «правильного» туристического центра. Поймав очередную рикшу, мы чудом застали доктора на месте, на телефон, естественно, женщина- доктор не отвечала в принципе. Доктор была склонна отправить нас на обследование по протоколу (кардиограмма, анализы и т.п), но этого нельзя было допустить ни при каких обстоятельствах, ведь во-первых, у нас не было времени, а во вторых, моя подруга накануне поездки в Кашмир перенесла операцию гемоторакс, подскользнувшись и упав на мокрых ступеньках. Врачи разрешили ей это путешествие, только потому что она русская. Но в случае с авторизованным доктором это вряд ли прокатило бы. Громким голосом и в полной уверенности я заявила, что мы успешно прошли все необходимые анализы в Москве и получили разрешение русского доктора, поэтому нам просто нужно соблюсти кашмирские формальности и получить от нее сертификаты прямо сейчас. Почему-то доктор пошла нам навстречу, выписав 2 медицинских сертификата.

Продолжение следует.