Гуджарат. Сокровища Махабхараты.

kutch_hub1_001Mandvi Beach

Штат Гужарат — место, где лазурные воды моря встречаются с белоснежными песками побережья, а ослепительные закаты соперничают с розовыми восходами. Джунгли здесь пышные, густые и зеленые, львы свободны, а фламинго изящны. Белые храмы чисты, а пожелтевшие от времени камни дворцов нежатся на жарком солнце.

Самой оригинальной достопримечательностью штата являются раскопки останков динозавров в Баласиноре и Кутче. Раскопки входят в четверку самых больших в мире захоронений костей вымерших рептилий. Здесь также найдены окаменевшие яйца динозавров.

Береговая линия Гужарата — самая длинная в Индии и составляет 1600 км. здесь расположены наиболее живописные пляжи западного побережья, а также масса исторических фортов, храмов и портов.

День 01 Ахмедабад – Лотале – Палитана (230 км)

Прилет в Ахмедабад и переезд в Палитану с остановкой по дороге в Лотхале.

Один из важнейших городов Хараппской цивилизации и один из самых южных её поселений, возник около XXIV века до н. э. Обнаружен в 1954 году, первые раскопки проводились в 1955-1960 годах под руководством Археологического управления Индии. Дата основания: 2400 г. до н.э.

Лотхал на гуджаратском языке означает «Холм мёртвых».

До появления хараппской культуры в XXIII веке до н. э. Лотхал был небольшим поселением, в котором археологи обнаружили медные и керамические предметы, а также предметы из полудрагоценных камней и бусы. Жители Лотхала торговали бусами с жителями западных поселений. Последние, привлечённые наличием защищённой бухты, а также хлопковыми и рисовыми посадками, проникли в Лотхал и ассимилировали местное население.

Город был разделён на акрополь и нижний город. В акрополе, примечательными чертами которого были общественные бани, колодцы, а также подземные и надземные водопроводные каналы из обожжённого кирпича, жил правитель.

Нижний город в свою очередь разделялся на торговую и жилую часть. Границей служила магистральная улица, проходившая с севера на юг. В торговой части располагались магазины торговцев и ремесленников. Жилая часть была поделена на кварталы, каждый из которых располагался на платформе высотой 1—2 метра. Платформы были сделаны из сырцовых кирпичей, вмещали 20—30 кирпичных домов и должны были защищать постройки от наводнений.

На восточной окраине города был вырыт канал, при котором располагались верфь и склад, установленный на платформе высотой 3,5 м. Канал был соединен с рекой, впадавшей в море.

После угасания ключевых городов хараппской цивилизации, Мохенджо-Даро и Хараппы, Лотхал не только выжил, но какое-то время продолжал процветать. И всё же постоянные тропические штормы и наводнения (например в 1900 году до н. э.), причинявшие значительные разрушения, в конце концов привели к дестабилизации местной культуры и к запустению поселения; в засоленной морской водой почве перестал вызревать урожай. Кроме того, из-за поднявшегося уровня воды в реке, жители потеряли возможность пользоваться причалом. Топографический анализ показывает, что к моменту, когда город был покинут, он страдал от засухи или уменьшения муссонных дождевых осадков. Таким образом, причиной запустения города могли быть климатические изменения и природные катастрофы.

Переезд в Палитану. Ночь в отеле в Палитане.

ДЕНЬ ПАЛИТАНА 02 – ДВАРКА (400 КМ)

Рано утром вы можете присоединиться к паломникам и подняться на холм Палитана, известный как ‘обитель богов’ на их склонах находятся 863 джайнских храма. Восхождение займет около двух часов в одну сторону.

Храмовый комплекс джайнов на Шатрунджайе

Храмовый комплекс Палитана построен на Шатрунджайе — священной горе джайнов, одноименный город расположился у ее подножия. Храмы разместились на двух вершинах горы, занимая также понижение между ними.
Палитана — самое почитаемое место у шветамбары — одного из двух направлений джайнизма. Название переводится с санскрита буквально как «одетые в белые одежды». У другого направления джайнизма — дигамбары — в Палитане только один храм, которым дигамбара обозначила здесь сам факт своего существования.
Храмовый комплекс стали строить между IX и X вв. на горе Шатрунджайя, где согласно легендам медитировал сам Адинатх, достигая просветления. У горы не одно имя, а целых 108, но в обиходе пользуются только несколькими.
В старину джайны полагали, что постройка храма, который считается застывшей в камне молитвой — самый надежный путь к достижению нирваны.
Строительство храмов продолжалось в течение девятисот лет.

За долгие века Палитану — главное религиозное место джайнизма — посетили миллионы и миллионы адептов, обретя спасение на горе Шатрунджайя, чье название в переводе с санскрита означает «место победы» или «место славы».

Повсюду расставлены бесчисленные статуи всех 24 тиртханкаров, и все они священные. Согласно джайнизму тиртханкар (в переводе с санскрита — «устроитель переправы») — человек, достигший просветления благодаря самоограничению, духовный наставник жаждущих встать на путь к просветлению. Тиртханкары не считаются богами: джайны вообще не верят в Бога-Создателя, и в их понимании боги, пусть они и выше людей, но и им самим еще далеко до просветления.
Храмы собраны в группы, именуемые туками. Всего их девять, и они представляют собой укрепление, названное именем богача, оплатившего их возведение. Все туки обладают единой планировкой: в центре — главный большой храм, вокруг него — множество святилищ поменьше, а все вместе они обнесены стеной.

Важнейший из всех — храм Адинатхи на северном склоне горы, посвященный первому тиртханкару. В период исламского правления величественное сооружение было разрушено, после изгнания мусульман отстроено заново. Другой большой храм — Адишвара на южном склоне горы, в нем скульптура аватары Вишну — Ришабхнатха — с хрустальными глазами, ожерельями и золотым венцом.
Ни в одном из сотен храмов нет привычных для культовых мест Индии украшений из резной слоновой кости, поскольку джайны очень ревностно относятся к соблюдению обета ненасилия, и, уж конечно, они против истребления слонов ради бивней. По той же причине посетителям храмов Палитаны запрещено иметь при себе кожаные вещи, обувь и еду.
Суровые правила джайнизма распространились из храмового комплекса на весь город, после того как в 2014 г. монахи объявили голодовку, требуя сделать город полностью вегетарианским. До этого им уже удалось добиться запрета на торговлю мясом в 100 м от храмов. В 2015 г. правительство штата Гуджарат провозгласило город Палитана первой в истории Индии территорией «абсолютного вегетарианства» невзирая на протесты довольно большой мусульманской общины. Введен официальный запрет на продажу мяса, рыбы, яиц, а также забой скота и жертвоприношения животных в пределах муниципалитета.

Позже переезд в Двараку

Ночь в отеле в Двараке.

ДЕНЬ 03: ДВАРАКА

В индуистской мифологии столица племени ядавов, к которым принадлежал Кришна. После того, как Кришна увёл ядавов из своей прежней столицы Матхуры, он отдал приказ о заложении новой, которая была создана за один день. На седьмой день после гибели её основателя Двараку поглотил океан. В Индии на побережье полуострова Катхиявар существует город Дварака, один из семи главных центров паломничества индусов. В 1982 году д-р С. Р. Рао открыл затонувший древний город Кришны Двараку.

Легендарный город золота, древняя столица Кришны — сейчас она лежит на дне Аравийского моря, и еще сорок лет назад рассказы о ней считались лишь красивой легендой, и не более. Необычайны и дивны описания Двараки, приведенные в Пуранах — сказаниях древней Индии: «Новый город посреди моря был построен очень добротно: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний…» Но легенда рассказывает нам и о трагическом конце чудесного города. «Харивамша» повествует о том, как после ухода Кришны из этого мира морские волны поднялись, и пучина скрыла Двараку от людских глаз — словно город не смог вынести разлуки со своим великим господином и ушел на дно.

Легендарная Дварака ушла под воду, однако на побережье, неподалеку от того самого места, стоит теперь небольшой городок с тем же названием — по европейским меркам тоже довольно древний. Первые упоминания о нем относятся к 574 году и говорят, что и в то время Дварака («новая», разумеется) была столицей — столицей царства Саураштра. Упоминает летопись и о том, что эта самая Дварака некогда была городом Кришны. Археологические свидетельства подтверждают, что на этом месте, начиная с древнейших времен и до наших дней, существовало как минимум шесть поселений, которые одно за другим уходили в небытие, поглощаемые временем и морем.

В первых веках до нашей эры в Двараке был построен первый из известных нам храмов Кришны. От него осталось немного — лишь цоколь. Облицованная известняком поверхность его каменной кладки сохранила на себе остатки росписи, сделанной красной охрой. Море уничтожило этот храм, и на его месте был построен новый, также разрушенный временем и волнами. Третий храм относится уже к IX веку, но через триста лет после его строительства ураган разрушил его купол, оставив только каменное основание и стены. Нынешний храм строился постепенно. Отдельные части его датируются XII-XIII веками, некоторые — XVI веком, однако Джагад Мандир — центральная часть, сохранил те самые камни, на которых был построен тот, первый, храм. Зал, расположенный перед алтарем, богато украшен каменной резьбой, а купол над ним поддерживают шестьдесят колонн, каждая из которых вытесана из цельного камня. Высота храма — 47 метров.

Храм Нагешвар, храм Рукмини, супруги Кришны

Это также место, где Вишну убил демона Shankhasura.

Nageswar Махадев – Пураны упоминают 12 Джотилингамов или колонн света, представляющих Господа Шиву, который проявился в этой форме в различных частях Индии.

Вечерняя Аарати в храме Дваракадеши.

Ночь в отеле в Дварке.

ДЕНЬ 04 : ДВАРКА – МАНДВИ ( 450 КМ)

Сегодня после завтрака переезд в Мандви, заселение в отель.

Пляж Мандви индийского штата Гуджарат протянулся на 6 километров. Это место отличается незабываемыми закатами солнца, превосходным белоснежным песком, восхитительными лазурными водами.

ДЕНЬ 05: МАНДВИ

Сегодня после завтрака экскурсия по Мандви.

Городок интересен прежде всего судостроительной верфью, где строят деревянные корабли для богатых шейхов с Ближнего Востока.

Также Мандви менее других городов Кача пострадал от землетрясения 2001 года, и в старой части города неплохо сохранились старые кварталы с деревянными расписными фасадами. Эти кварталы находятся рядом с Mochi Bazaar.

Ночь Мандви.

ДЕНЬ 06: МАНДВИ – ДАСАДА ( 330 КМ).

После завтрака поездка в Dasada заселение в отель после обеда сафари с фотоохотой на редкие виды диких животных.

ДЕНЬ 07: ДАСАДА -МАУНТ АБУ

Сегодня после завтрака переезд в Маунт Абу. По пути мы посетим Храм Солнца Модхера начала 11-го века. Храм в является наиболее важным из всех храмов солнца, построенных в Гуджарате. Одна из самых поразительных особенностей храма — это то, что первый луч солнца падает на божество во время равноденствий. Перед храмом находится колоссальный колодец, который был когда-то известен как Сурья Кунд или рама Кунд. Колодец имеет ряд резныех ступеней, ведущих на дно.

Патан — Рани-ки-Вави. Храм колодец. Был построен Королевой Удаймати, женой Бхимдева в 11-12 веке. Это самый великолепный и впечатляющий образец подобной архитектуры.

Ночь Маунт Абу